Результативность функционирования системы менеджмента качества

Руководители процессов СМК ВлГУ в МИ ВлГУ наделены полномочиями по управлению процессами на основе цикла Дёминга (цикла PDCA): планированию целевых показателей, выделению необходимых ресурсов, координации деятельности ведущих и ответственных исполнителей, контролю выполнения и мониторингу результативности, выработке мероприятий по улучшению, реализации корректирующих и предупреждающих действий.

Планирование целевых значений показателей процессов производится на основании Целей в области качества ВлГУ, а также задач МИ ВлГУ по образовательной и научно-исследовательской деятельности, утверждаемых учёным советом университета. Измерение значений показателей и мониторинг результативности процессов осуществляется руководителями процессов по окончании каждого квартала.

Руководители регулярно проводят самооценивание закреплённых за ними процессов СМК. Самооценивание осуществляется по 7-ми показателям:

  • соблюдение требований к входам процессов;
  • обеспечение процесса ресурсами;
  • компетентность исполнителей;
  • соответствие значений контролируемых параметров установленным;
  • результативность процесса;
  • улучшающие мероприятия;
  • ведение записей по процессу.

Результаты самооценивания, а также сведения о результативности процессов передаются в Управление мониторинга качества образования (УМКО) для проведения анализа СМК со стороны руководства университета не реже двух раз в год – в апреле и ноябре.

В соответствии с принципом максимальной вовлечённости работников в реализацию Политики в области качества, теми или иными процессами СМК охвачены все должностные лица и подразделения МИ ВлГУ.

Во всех структурных подразделениях МИ ВлГУ назначены ответственные за реализацию процессов СМК, управление документацией и ведение записей в соответствии с обязательными документированными процедурами «Управление документацией» и «Порядок управления записями и данными по качеству».

С целью реализации Политики в области качества ВлГУ, поддержания в рабочем состоянии СМК ВлГУ в МИ ВлГУ:

- создан отдел менеджмента качества образования (ОМКО), в функции которого входит:

  • разработка и внедрение мероприятий по повышению качества образования, обеспечения его соответствия современному уровню развития науки, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, потребностям рынка труда;
  • разработка и внедрение нормативов, показателей, регламентирующих качество образования, а также наиболее эффективных методов его контроля;
  • организация и проведение всех видов аудиторских проверок качества образования, выполнения образовательных услуг, мониторинговых исследований качественных показателей подготовки специалистов и функционирования основных и обеспечивающих процессов СМК в институте;
  • формирование информационно-аналитических материалов по проблемам качества образования, их распространение;
  • информирование администрации института о результатах мониторинга и контроля качества образования для планирования мероприятий по повышению результативности процессов СМК.

В рамках постоянного улучшения СМК ВлГУ в МИ ВлГУ реализованы следующие мероприятия:
- установлено сотрудничество с образовательными учреждениями – лидерами в области разработки и внедрения систем обеспечения качества образования: Московским государственным институтом стали и сплавов (техническим университетом), Рязанским государственным радиотехническим университетом, другими вузами;
- разработана и внедрена внутренняя документация, регламентирующая деятельность института в соответствии с нормативно-правовыми документами и инструктивными письмами Минобрнауки России, Рособразования, Рособрнадзора, уставом ВлГУ, требованиями стандартов ИСО серии 9000, стандартами и директивами ENQA, в частности:

- уточнены положения о структурных подразделениях, должностные инструкции работников с включением в эти документы квалификационных требований к исполнителям, перечня записей и данных по качеству;

- в период 2007-2010 гг. проведено обучение персонала, в первую очередь – лиц из числа профессорско-преподавательского состава, по проблемам обеспечения качества образования, формирования и функционирования СМК в образовательных учреждениях (всего 274 чел.).

Постоянное внимание в МИ ВлГУ уделяется изучению удовлетворённости потребителей результатов деятельности по процессам СМК, для чего регулярно проводятся:

  • опросы и анкетирование обучающихся, выпускников, работников института, работодателей на предмет удовлетворённости качеством образовательной и научно-исследовательской деятельности, условиями обучения и работы в институте;
  • внешняя, независимая оценка уровня подготовки обучающихся на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в форме участия в Федеральном Интернет-экзамене в сфере профессионального образования на порталах http://i-fgos.ru и http://fepo-nica.ru;
  • внутренние, сертификационные и надзорные аудиты СМК.

Подробнее о результативности функционирования системы менеджмента качества.