Внутривузовская система контроля качества образования

Неотъемлемой частью системы менеджмента качества ВлГУ в МИ ВлГУ является внутривузовская система контроля качества образования. Функционирование этой системы осуществляется в рамках процесса СМК 2.5 «Реализация основных образовательных программ». Руководителем процесса 2.5 является заместитель директора по учебной работе, ответственным исполнителем – начальник учебного отдела, ведущими исполнителями – учебный отдел и факультеты (кафедры, деканаты). Контроль качества обучения проводится на всех стадиях образовательного процесса и включает в себя:

  • текущий контроль успеваемости обучающихся;
  • промежуточную аттестацию обучающихся;
  • итоговую аттестацию выпускников.

Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется на основе балльно-рейтинговой системы и проводится по каждой учебной дисциплине три раза в семестр – на 6-й, 12-й и 17-й контрольных неделях. Методика рейтинг-контроля знаний постоянно совершенствуется и в настоящее время регламентируется соответствующим Положением. Плановое количество баллов, которое должен набрать обучающийся к каждой контрольной неделе, определяется преподавателем в зависимости от трудоёмкости дисциплины, объёма учебных поручений и расписания занятий. Недостаточный текущий рейтинг служит основанием для применения в отношении соответствующих студентов предупреждающих действий, ответственными за выработку которых являются деканы факультетов, а за реализацию – заведующие кафедрами, преподаватели, кураторы академических групп.

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачётов и экзаменов, причём итоговая (семестровая) оценка по учебной дисциплине формируется в зависимости от рейтинга студента – количества баллов, набранных в течение семестра (устанавливается по результатам рейтинг-контроля № 3) и непосредственно на экзамене (зачёте).

Одним из приоритетных направлений постоянного улучшения образовательной деятельности Муромский институт ВлГУ считает проведение внешней, независимой оценки соответствия качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В целях осуществления такой оценки, начиная с 2005 г., МИ ВлГУ регулярно участвует в Федеральных Интернет-экзаменах в сфере профессионального образования, организуемых Научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования и Научно-информационным центром аккредитации. Результаты интернет-экзамена являются основанием для совершенствования основных образовательных программ, выработки новых методик преподавания и контроля знаний обучающихся. Начиная с 2010 г., студенты МИ ВлГУ являются также участниками Международных открытых студенческих Интернет-олимпиад в сфере профессионального образования.

Итоговая аттестация выпускников проводится по результатам двух видов итоговых аттестационных испытаний – государственных экзаменов и защит выпускных квалификационных работ. По всем основным образовательным программам выпускающими кафедрами МИ ВлГУ разработаны учебно-методические комплексы итоговой государственной аттестации, включающие программы государственных экзаменов, примерную тематику выпускных квалификационных работ, комплект необходимых учебно-методических материалов. Учёным советом института разработаны и внедрены количественные показатели эффективности выпускных квалификационных работ, а также критериальные значения этих показателей. Начиная с 2008 г. широко применяется дипломное проектирование по комплексным темам – на стыке различных специализаций, специальностей, направлений подготовки, а также выполнение выпускных квалификационных работ в рамках фундаментальных и поисковых исследований.