ВУЗ. СЕССИЯ. ВЗЯТКА

Ни для кого не секрет, что коррупция представляет собой опасное явление для общества и государства, она характерна не только для сферы политики и государственного управления, но и для образования.

Конкурсный ролик МИВлГУ по проблеме коррупции

Коррупция— это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Правительство РФ регулярно внедряет антикоррупционные меры, направленные на борьбу с коррупционными правонарушениями, а также на их предотвращение. Издаются нормативно-правовые акты, указы и производится надзор за их выполнением.

Коррупция в сфере образования происходит на низшем и высшем уровне. На низшем уровне она проявляется в процессе обучения. К примеру, прием в учебные заведения, вступительные испытания, сдача промежуточных и выпускных экзаменов и многое другое. Коррупция на высшем уровне связана с системой аккредитации, лицензирования учебных заведений, а так же с системой распределения бюджетных средств на финансирование системы образования.

Исследователи из Государственного университета — Высшей школы экономики установили, что общая сумма взяток в системе образования за год немногим меньше 1 миллиарда долларов. И три четверти этой суммы составляют взятки, связанные с высшим образованием. Что же вызвало такую масштабность? Ответ прост — брать и давать взятки вошло в привычку и перестало быть чем- то противозаконным в понимании людей. Необходимо напомнить обществу, что любые проявления коррупции аморальны, что они разрушают изнутри наше государство. Сфера образования является одной из самых важных сфер жизни общества, ведь ей отведена такая роль, как воспитание новых поколений и, впоследствии высококвалифицированных специалистов, без которых невозможно дальнейшее развитие государства.

В УК РФ предусмотрена 290 статья за взятку преподавателю. В ней описаны общие условия, на основании которых определяется степень вины педагога и последствия. На первый взгляд, все кажется очевидным. Так, наказание за взятку преподавателю предусматривает: Штраф в 25 или 50-кратном размере суммы, которую он получил. Запрет на протяжении трех лет заниматься педагогической деятельностью. Принудительные работы сроком до 5 лет. Лишение свободы до 3-х лет. Однако в таком определении действий педагога есть несколько «подводных камней», используя которые опытный и грамотный юрист может добиться того, что статью переквалифицируют и наказание будет более мягким или наоборот жестче. К ним, например, относятся такие вопросы и ситуации: Является ли рядовой преподаватель должностным лицом? Если размер поощрения был небольшим (до 3 тысяч), то можно ли его рассматривать как подарок? Считать ли взяткой случай, когда деньги были переданы преподавателю, но взамен он ничего не сделал? Можно ли это квалифицировать как мошенничество? Какой будет статья, если вследствие получения взятки педагог совершил подлог? Если наставник сознательно создал условия, которые обязали студента дать взятку, считается ли это вымогательством? Подобных нюансов в интерпретации такого преступления много.

По какую бы сторону учебного процесса вы не находились (студент, преподаватель), должны знать о суровости наказания за дачу и получение взятки.

УВАЖАЕМЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ И СТУДЕНТЫ, ВПЕРЕДИ СЕССИЯ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!